Навіщо Росії Міністерство оборони, якщо там є Міністерство культури?! Таке запитання спалахнуло у моїй с відомості після вікендівського перегляду бортківського “Тараса Бульби”. А ось остання фраза зі стрічки, тепер вже крилате риторичне запитання: “Развє єсть на свєтє сіла, каторая би пєрєсіліла рускую сілу?!” Звісно ж, немає. Особливо, коли цю “рускую сілу” (пропагандистську машину) фінансує Мінкульт РФ. Бо ж вражають ідеологічних супротивників на рівні історичних міфологем. А це часом небезпечніше, ніж на рівні Т-84-120 “Ятаган”.
Словом, враження після перегляду не те, щоб зле… Просто несподівано неприємне.
Бо ж я раніше вірив, принаймні сподівався, що козаки вмирали саме за українську землю. (З’ясувалося – наївняк!) Архетип козака на підсвідомому рівні завжди міцно асоціювався з українським споконвічним прагненням волі (оце так написав). А тут таке: виявляється, вони всі падали з коня і палали у вогні з воланнями – “за рускую зємлю”, “за рускую сілу” тощо (але з корінням “рус”). І не треба мені у відповідь посилатися на Гоголя, мовляв, це не суперечить текстовому першоджерелу. Просто текст не справляв такого ефективно-болячого враження… Коротше кажучи: наша національно-патріотична міфологема зруйнувалася, принаймні, добряче тріснула.
Міцності удару додав той факт, що “за рускую зємлю” і за російський гонорар у фільмі згорав “народний артист Україні”, “жива легенда національної театральної школи”, “носій патріотичної думки”, “згусток українських рис” Богдан Сильвестрович Ступка.
Ну, і наостанок – честь і шана російському Мінкульту за чітко поставлену задачу, добре профінансовану і відмінно виконану роботу. Це без іронії. Вчитися у людей треба… Пропоную кілька рядків з бюджету українського Міноборони перекинути нашому Мінкульту (і туризму). Бо ж війна найближчим часом нам точно не світить, а от зняти нормальне кіно для відновлення корисних національних міфологем – буде не зайве. Але дуже прошу – більше не давайте грошей нашим “визнаним метрам від кінематографії”.
06.04.2009.
Быть студенткой/выпускницей Могилянки, пить миндальное молоко, переживать о закрытии озоновой дыры, ходить на “Марш жінок”, сделать пару абортов, завести себе собачку, завести себе вторую собачку. Быть замужем, рожать с мужем детей, любить красоту и дарить её, пить йогурты и кефиры из коровьего молока, купить дочке собачку, создавать уют, молиться за семью. Иногда мир черно-белый. С […]
ОБРАТИЛИ ЛИ ВЫ ВНИМАНИЕ Что все базовые права и свободы, отобранные карантином, приходится возвращать, прилагая усилия? Все послабления, которые появляются – это не проявление доброй воли правительства, а результат общественных протестов и гражданских требований. Открыли рынки с 1 мая не потому, что Кабмин решил, а потому что начались протесты фермеров по стране. Открыли летние площадки […]
Лозунги – это инструмент коммуникации с массовой аудиторией. Все просто-понятно: чем более массовая аудитория, тем упрощеннее должно быть послание. Тут всё ок – это закон жанра. Однако проблемы начинаются тогда, когда лозунги становятся реальным и постоянным способом мышления. Односложные речевки убивают критическое восприятие и навык переосмысления. Я кого-то конкретно имею ввиду, спросите вы? Да, я […]
Быть студенткой/выпускницей Могилянки, пить миндальное молоко, переживать о закрытии озоновой дыры, ходить на “Марш жінок”, сделать пару абортов, завести себе собачку, завести себе вторую собачку. Быть замужем, рожать с мужем детей, любить красоту и дарить её, пить йогурты и кефиры из коровьего молока, купить дочке собачку, создавать уют, молиться за семью. Иногда мир черно-белый. С […]
Когда аудитория принимает решение что смотреть, слушать или читать, то пользуется преимущественно двумя ключевыми критериями. Первый – злободневная тема. Второй – интересная персона автора материала или ведущего. Если говорить о теме и содержании, то там действуют общие правила: актуальность, злободневность, социальная значимость и прочие подобные объективные критерии. Но когда мы переходим к уровню персоны автора […]
Четвертая суббота ноября – в этот день в Украине День памяти жертв голодоморов. Во-первых, речь идет о голодоморе 1932-33 годов. И если о его статусе геноцида украинского народа еще спорят, то о самом этом историческом факте уже никто не спорит. Именно Виктор Ющенко, будучи президентом, стимулировал строительство Мемориала памяти жертв Голодомора и судебное решение о […]