Главная СтатьиЮго-восток и западентство, которых нет

Юго-восток и западентство, которых нет

06.05.2014

Когда журналисты и политики начинают географические точки нагружать политическими смыслами, – жди катастрофу. Мы даже не заметили, как в свое подсознание впустить вирус внутригосударственной разделенности.

И даже почти поверили, что есть какие-то западные украинцы (западенцы-бандеровцы) и некие юго-восточные украинцы (стремящиеся слиться в экстазе с Россией). Ну и для придания этой искусственной социальной формуле законченности иногда упоминаем и о жителях центральной Украины (не имеющие особых идеологических убеждений).

Вот только тут зреет проблема… Когда этот филологический штамп перекочует в категорию групповой самоидентификации, может начаться гражданская война. Да, роль российской информационной пропагандистской машины в этом деле чрезвычайно велика. Но начали процесс мы сами – еще в 2004 году.

Ведь именно мы, граждане Украины, в своих внутренних политтехнологических и народных лабораториях описали политический класс «донецкий». И начинали произносить это слово все презрительнее и презрительнее. А в соседней лаборатории тем временем описывали класс «западенец» и «заробитчанин», дабы произносить эти слова с неменьшим презрением.

И лишь когда осенью 2004-го начинают появляться по всей стране страшные фашистские биллборды о трех сортах украинцев, все больше людей начали вдруг резко осознавать, куда всех нас втягивают. Точнее – куда мы все вместе сами втягиваемся. Поэтому именно тогда и стал рекордно популярным лозунг «Схід і Захід разом». Он воскрес во время Оранжевой революции. И хоть его посыл правильный, сам факт его звучания как бы намекает на то, что мы якобы стараемся склеить то, что якобы разделено.

А ведь на самом деле – ничего не разделено. А миф о разности и антагонизме нужен лишь пошлым политикам – украинским и иностранным, – ради достижения своих корпоративных целей. Только вот зачем украинцы участвуют в этой самоубийственной игре и позволяют собой манипулировать?

За два месяца – с февраля по апрель – я посетил 17 областных центров Украины. Как руководитель Ассоциации «Новомедиа» проводил лекции на журналистских факультетах и кафедрах в 23 университетах. Все это мы делали по своей собственной инициативе и за свой счет – лишь бы соприкоснуться с максимальным количеством будущих журналистов во всех регионах страны.

За 70 дней объехал Черкассы, Кировоград, Днепропетровск, Запорожье, Луганск, Донецк, Суммы, Полтаву, Харьков, Киев, Ровно, Острог, Луцк, Львов, Черновцы, Одессу, Николаев, Херсон. Лично встретился с более, чем 1200 студентами. Разговаривал с их преподавателями, беседовал с местными горожанами. И все это – в самый обостренный периодукраинской истории: от расстрелов на Институтской в Киеве до оккупации Крыма, от бунтов на Площади Свободы в Харькове до захвата гособъектов в Славянске.

Таким образом мы объехали большую часть Украины в, казалось бы, пиковый период внутренних противоречий. И вот по мотивам этого опыта громко утверждаю: нет никакого «юго-востока» в понимании Дмитрия Киселева и Владимира Путина, нет никакого особенного «западентского патриотизма» в понимании Ирины Фарион и Александра Музычко.

Но есть большая и прекрасная страна – яркая, пестрая, разнообразная. При этом соборная и единая в том, что хочет жить в мире и гармонии, взаимном уважении и достатке. И очень показательно то, что в Николаевской и Херсонской областях я увидел украинской символики и тематических биллбордов даже больше, чем во Львовской области. А мои знакомые из Ялты после оккупации полуострова перебрались жить именно к «бандеровцам» в Волынскую область, при этом неподдельно восхищаясь радушием и щедростью местных жителей по отношению к беженцам из Крыма.

Разумеется, в каждом регионе есть легкая специфика. Но эти различия ни у кого не масштабированы до уровня гражданского противостояния. Могут разниться взгляды на внешнеполитический вектор, на факты истории, на киевских политиков. Впрочем, все это предельно нормально и естественно, аналогично – в любой стране. Но при этом тотальное большинство граждан Украины хотят жить, а не воевать. И лишь только хомоинтернетикус и хомотелевизикус живут в состоянии «священной войны».

В итоге есть две реальности. Первая – медийная: внутренняя вражда, гражданский конфликт, донецкие, западенцы, бендеровцы, юго-восток, НАТО, Евросоюз, Таможенный союз. Вторая – фактическая: взаимное уважение, любовь к Украине и украинцам, труд, отдых, семьях, учеба, поездки.

В нашей стране сформирован цельный украинский народ, состоящий из разных национальностей и живущий в 24 областях и автономной республике Крым. И если бы не усиленные попытки через телевизор и интернет убедить нас в нашей же разности, мы бы сами никогда об этой разности и не догадались бы. Или по крайней мере, не обращали бы на нее искусственное пристальное внимание.

Именно поэтому я принимаю для себя решение в ближайшее время не употреблять в публичной риторике опасных политико-географических штампов. Особенно таких, как «юго-восток», «западная Украина» и им подобных. Вместо этого без всякой лени и с удовольствием стану проговаривать названия конкретных областей. Потому что мы высоко ценим каждую из них. И сохраним.

17.12.2016

Медиаперсонализация

Когда аудитория принимает решение что смотреть, слушать или читать, то пользуется преимущественно двумя ключевыми критериями. Первый – злободневная тема. Второй – интересная персона автора материала или ведущего. Если говорить о теме и содержании, то там действуют общие правила: актуальность, злободневность, социальная значимость и прочие подобные объективные критерии. Но когда мы переходим к уровню персоны автора […]

25.11.2016

Лживый ЕС

Вот и случилось: 24 ноября 2016 года миновало, но визовый режим для украинцев Евросоюз не отменил. Все это время обманывали все. Президент Порошенко систематически врал о конкретных датах безвиза, начиная с 1 января 2015-го. Но он хоть из благих побуждений это делал. Наверное, наслушался разных лайф-коучей, и таким образом пытался вербально визуализировать. Главным же лжецом […]

25.03.2016

Сандей Сунканми Аделаджа

У меня несколько обострен пиетет к людям, находящимся в статусе и должности. Кому честь – честь. Это касается всех сфер. Но особенно – сферы церковной жизни. Священнослужители любых христианских конфессий – это последние люди, на кого я подниму свое перо и клавиатуру. Но, позвольте, продолжу… Сандей Аделаджа, будучи человечком с большим предназначением, стал человеком-большой-проблемой для […]

Блог

День матери

Быть студенткой/выпускницей Могилянки, пить миндальное молоко, переживать о закрытии озоновой дыры, ходить на “Марш жінок”, сделать пару абортов, завести себе собачку, завести себе вторую собачку. Быть замужем, рожать с мужем детей, любить красоту и дарить её, пить йогурты и кефиры из коровьего молока, купить дочке собачку, создавать уют, молиться за семью. Иногда мир черно-белый. С […]

Статьи

Медиаперсонализация

Когда аудитория принимает решение что смотреть, слушать или читать, то пользуется преимущественно двумя ключевыми критериями. Первый – злободневная тема. Второй – интересная персона автора материала или ведущего. Если говорить о теме и содержании, то там действуют общие правила: актуальность, злободневность, социальная значимость и прочие подобные объективные критерии. Но когда мы переходим к уровню персоны автора […]

Поездки

Национальный музей «Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине»

Четвертая суббота ноября – в этот день в Украине День памяти жертв голодоморов. Во-первых, речь идет о голодоморе 1932-33 годов. И если о его статусе геноцида украинского народа еще спорят, то о самом этом историческом факте уже никто не спорит. Именно Виктор Ющенко, будучи президентом, стимулировал строительство Мемориала памяти жертв Голодомора и судебное решение о […]

сюжеты