Почему официальные лица Евросоюза и США не спешат указывать Виктору Януковичу на выход?

Украинские политики и общественные активисты уже буквально на коленях умоляют западные страны что-то сделать, дабы «обуздать официальный Киев». Иногда доходит до абсурда, когда звучат идеи о необходимости введения миротворческих войск ООН. Об унизительности такой практики, которая является признаком глубоких национальных комплексов, писал ранее в статье «Прыщавость в политике». Сейчас же о другом – о неудобном положении, в которое попали западные страны в связи с протестами в Украине.

Наши радикально настроенные оппозиционные активисты склонны муссировать тему Муаммара Каддафи и Николае Чаушеску. Якобы, политическая ситуация в Украине схожа с ливийской или румынской, а Виктор Янукович – украинский аналог названных диктаторов. И эмоциональное восприятие, усиленное кровавыми новостями с киевских революционных полей, готово переварить эти аналогии.

Но европейские бюрократы на такие аналогии не способны по определению. И на это есть несколько причин, но ключевая – одна: высшее руководство украинского государства находится у власти на законных основаниях. Избрание Виктора Януковича президентом было признано всем западным миром. Все хорошо помнят, как в феврале 2010-го  его наперегонки поздравляли с победой на президентских выборах Обама, Баррозу, Саркози, Ромпей, Качинский. На их фоне даже российский президент Медведев в этом хронологическом порядке плелся где-то позади.

В свою очередь способ нахождения у государственного руля Чаушеску и Каддафи не соответствовал принятой в ЕС и США модели. А она гласит: любая власть избирается только при национальном волеизъявлении и на ограниченный срок. В Ливии и Румынии не было ни того, ни другого. Муаммар пришел к власти из-за революционного переворота и оставался там более 40 лет. Николае избрали партийные функционеры, и у власти он оставался четверть века. В свою очередь Янукович находится в кресле президента не третий срок (незаконный) и не второй срок (законный). Но даже еще первая его каденция не истекла.

А европейско-американский тренд таков: экономические санкции, изгнание из приличного общества, нерукопожатость, а уж тем более вооруженное вмешательство нужно старательно и долго «заслуживать». Для этого необходимо, как минимум, фальсифицировать выборы, а для пущего эффекта, кроме фальсификации нужно еще находиться у власти более двух сроков. С президентом Януковичем не актуально ни одно, ни второе.

А теперь о мотивах европейских и американских политиков во всей этой сдержанности. Как и полагается, мотивов всегда несколько, но главный – один: инстинкт самосохранения. Радикальное вмешательство во внутренние дела суверенного государства, содействие устранению от власти или ослаблению законно избранного президента и законно утвержденного правительства, солидарность с украинскими уличными радикалами, – все это развяжет руки тамошним политическим оппонентам (а главное – тамошним уличным радикалам) добиваться свержения законно избранных национальных властей.

Американский Конгресс и Совет Евросоюза не в восторге от Виктора Януковича и нынешней украинской политической верхушки. Но они просто вынуждены вести себя сдержанно, дабы сохраниться у власти у себя дома. Давать своим радикалам право и повод действовать по украинской аналогии они ох как боятся. А опасаться есть чего и в районе испанской Каталонии, и в районе британской Шотландии и Северной Ирландии, и в районе Бельгии. Не говоря уже обо всей Франции, которая традиционно всегда является социально взрывоопасной территорией. Это если говорить о рисках для своих границ. А есть еще риски для элементарной политической стабильности и социального спокойствия. Особенно – на фоне финансовых и экономических сложностей в ЕС.

Именно поэтому всё западное участие в украинском вопросе ограничивается лишь заявлениями «об обеспокоенности», в крайнем случае – «о глубокой обеспокоенности». Обеспокоены все – и Совет Евросоюза, и главы МИД Нидерландов/Великобритании/Швейцарии, и президент Болгарии, и докладчики ПАСЕ, и американские Нуланд с Маккейном, и европейские Эштон с Фюле (и даже российская Госдума – даже та обеспокоена).

Но при этом никто из высоких официальных лиц Евросоюза и США ни разу и словом не обмолвился о том, что украинские президент и правительство должны уйти в отставку, или что нужно проводить досрочные парламентские выборы. Такого не было по одной простой причине: они все боятся реализации аналогичного сценария в своих странах под воздействием местных радикальных сил. Именно поэтому все их призывы к Украине шаблонны и типичны – договаривайтесь между собой сами и сохраняйте гражданское спокойствие.

Запад старательно избегает того, чтобы собственными словами и поступками сломать то, что десятилетиями трепетно выстраивал и лелеял. А именно – единственно верную по его глубокому убеждению модель существования общества: государство, где действуют и управляют органы власти, законно избранные при всеобщем волеизъявлении и на ограниченный срок. Не уверен, что это лучшая модель, но уж точно – самая безопасная и логичная. По крайней мере, на Западе иной модели не придумали, чтобы спешить рушить нынешнюю.

«И будут расти между травою, как ивы при потоках вод» (Исаия 44:4).
© Руслан Кухарчук – персональная страница. Правила использования