6 декабря – День вооруженных сил Украины. В условиях наличия потенциальной военной угрозы и отсутствия должной боеспособности у отечественной армии эта дата выполняет лишь роль пропагандистской бутафории!

Защита суверенитета и территориальной целостности Украины. Как это ни звучит банально, но именно таково предназначение нашей армии. Но при этом за годы украинской независимости тут не было ни единого военного конфликта. Возможно, именно это стало одной из причин морального упадка национальных вооруженных сил, – как бы это ни казалось цинично.

Если говорить грубо, то армию деморализуют две вещи: 1) отсутствие понимания внешней военной угрозы; 2) аморальность и/или преступная пассивность (халатность) генералитета. Судя по всему, в наших реалиях в наличии оба фактора. Теперь несколько углубимся в это утверждение.

“Пройдемся” по первому пункту – отсутствие понимания внешней военной угрозы. Когда нам утверждают, что Украина по определению не может стать полем военного противостояния, то откровенно лукавят. Возможно, лукавят из благих побуждений, – чтобы не провоцировать напряжение в обществе, – но, тем не менее, лукавят.

Во-первых, такого не может быть априори, чтобы у крупнейших по территории европейской страны, которая владеет третью европейских запасов чернозема, не было потенциальной внешней военной угрозы. Во все века главные бои велись именно за природные ресурсы. Пока что войны ведутся, во-первых, за углеводородные ископаемые. Но в условиях постоянного геометрического роста населения планеты и высокой вероятности глобального продовольственного кризиса, такие войны могут активизироваться для получения во владение плодородных почв.

У мировых агропромышленных гигантов есть два перспективных пути. Первый – развивать производство геномодифицированных продуктов до планетарных масштабов. Конечно, это однозначно будет вызывать волны протеста у всевозможных общественных активистов. К тому же не понятно, во что выльется широкое использование ГМО в долгосрочной перспективе с точки зрения здоровья людей, употребляющих в пищу такие продукты. Второй путь – провоцировать активное перераспределение глобальных земельных ресурсов. Это можно сделать финансовыми схемами – простой и банальной скупкой нашей земли. Но, учитывая, что Украина пока что категорически отказывается продавать сельскохозяйственные угодья нерезидентам, у буйных заграничных голов может возникнуть идея заполучить их силой. Военной силой.

Таким образом, украинская территория и ее богатая почва являются реальными возбудителями потенциальной военной агрессии. Назовем этот аспект сельскохозяйственным. Теперь коснемся еще одного – геополитического.

Ни для кого не секрет, что некоторые украинские приграничные и не совсемприграничные территории составляют интерес для наших соседей. У разных соседей для этого разная мотивация – историческая, культурная, мифологическая, символическая. Да простится мне, что назову их по имени. Во-первых, речь идет о России и Румынии.

Разумеется, на уровне первых лиц двух государств никогда не звучали да и звучать не могли подобные мысли вслух. Но как тогда объяснить то, что обе страны уже не первый год тихо раздают свои национальные паспорта украинским гражданам, проживающим на территории Украины? Спросите сами – у жителей Севастополя и у жителей приграничных территорий Буковины. Кстати говоря, если верить неофициальным сведениями, Венгрия тоже грешит такими деяниями.

Чем это опасно, спросите вы? Отвечая на этот вопрос, нужно вспомнить военный конфликт между Россией и Грузией из-за Южной Осетии. Припоминаете, на каких основаниях официальная Москва ввязалась в драку на стороне Цхинвала? Объяснение звучало предельно простое: “Мы защищаем своих российских граждан на территории Южной Осетии”.

Так вот, кто даст гарантию, что Румыния или Россия не пожелает в условиях какой-то умышленной или неумышленной провокации начать защищать своих граждан на территории… Украины. И кто даст гарантию, что они не будут делать это, например, системами залпового огня и авиационными обстрелами?

Как мы уже отметили, официальные мужи двух соседних государств пока что не позволяют себе бряцать оружием в уши официального Киева (хотя можно вспомнить Тузлу – тогда было реальное бряцание и проверка Украины на вшивость). Но вот тамошние общественные силы в лице националистических организаций и отдельных политиков не брезгуют говорить о восстановлении Великой Румынии и возвращении Крыма в лоно Российской Федерации. И если эти идеи станут популярными среди населения, которое, как известно, является по совместительству еще и электоратом, то уже завтра это же население может привести к власти идеологов внешней агрессии.

И на этом фоне мы наблюдаем удручающую картину. Если верить словам Анатолия Гриценко, который в прошлом возглавлял Министерство обороны, а ныне возглавляет профильный парламентский комитет, то в отечественных Сухопутных войсках нет ни одного боеспособного батальона, в Воздушных силах – ни одной боеспособной эскадрильи, в Военно-морских силах – ни одного боеспособного подразделения. Подобные реплики из уст офицеров разного ранга звучат регулярно.

Еще один красноречивый факт: 70% образцов военной техники украинской армии – старого образца. Но при этом более 70% от общего объема производства продукции на предприятиях отечественного оборонно-промышленного комплекса продается за рубеж. А боевая подготовка зачастую ведется лишь в письменных отчетах.

И все это при том, что Украина никак не имеет права позволить себе военную беспечность. Украина – не казиношное Монако и не крошечный Лихтенштейн, чтобы не содержать реально боеспособную армию. Политикам в плохом смысле этого слова уразуметь эту истину не предначертано. Для этого вверху должны находитьсягосударственные мужи, чьи интеллектуальные и аналитические способности позволяют мыслить на полстолетия вперед и вовремя принимать стратегические решения во имя безопасности своего народа и своего государства.

06.12.2011.

«И будут расти между травою, как ивы при потоках вод» (Исаия 44:4).
© Руслан Кухарчук – персональная страница. Правила использования